ЖЕН

 

 

Уважаемые члены комитета!

 

Прежде всего, хотел бы поблагодарить за внимание,   которое вот уже в течение 7 семи лет уделяет Международная организация труда соблюдению обязательств, взятых на себя Украиной по соблюдению прав работников в соответсвии с положениями конвенций №№ 81 и 129.

По Представлению Федерации профсоюзов Украины в 2010 году Комитет экспертов рассматривал состояние надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и его охране. Комитет экспертов МОТ подтвердил, что ряд норм Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», а таже Постановления Кабинета Министров Украины «О временном огрканичении по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31.12.2010 года» не соответствуют нормам упомянутых конвенций.

Кабинет Министров Украины тогда признал наличие нарушений норм конвенций. Были подготовлены изменения в указанные Закон и Постановления Правительства в целях устранения противоречий, но они не были приняты.

Более того, органами власти был введен мораторий на проведение инспекционных проверок в 2015 году.

Федерация профсоюзов Украины, учитывая серьезность проблемы, совместно с наиболее представительными профсоюзными объединениями повторно направила Представление на имя Генерального директора МБТ, так как ситуация в сфере обеспечения прав работников и без того была крайне сложной. Более четырех миллионов работников работало нелегально, без оформления трудовых отношений. Росла задолженность по заработной плате, более 100 тысяч работников несвоевременно получали заработную плату. По данным общественного контроля профсоюзов, в этот период значительно возросло количество жалоб не только в Гоструд, но и в профсоюзные органы разного уровня. Замечу, что и сейчас ситуация в сфере труда является напряженной.

С приходом в 2016 году нового правительства, как отмечалось в выступлении представителя Правительства были предприняты конкретные меры по исправлению ситуации в сфере надзора и профилактики правонарушений в сфере труда. Законом «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» отменен мораторий и возобновлено право инспекторов на проведение проверок. Значительно повышен размер штрафов за нарушение законодательства о труде. Местные органы власти также наделены полномочиями в осуществлении проверок легального трудоустройства.

 

Профсоюзы поддержали просьбу Правительства об оказании МОТ технической помощи Украине в проведении реформирования инспекции труда и повышении ее потенциала. Здесь много нерешенных проблем: недостаточная численность правовых инспекторов, недоукомплектованность кадрами. При этом уровень оплаты труда инспекторов труда является невысоким и провоцирует коррупцию.

 

Так, установленная ​​правительством предельная норма численности работников «Гоструда» в количестве 3636 единиц при наличии, по данным Госкомстата по состоянию на 1 мая 2017 года, более миллиона двухсот тысяч юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которые используют наемный труд, явно недостаточно для контроля гарантирования законных прав работающих граждан на труд.

Еще одной проблемой, требующей решения, является кадровое обеспечение инспекции. По информации «Гоструда», в 2016 году из 2610 должностей, на которые были объявлены конкурсные отборы, был назначен только 594 человек. Частые изменения в национальном законодательстве требуют налаживания системного обучения инспекторов труда, в том числе по вопросам использования в их работе современных технологий.

   С целью усиления государственного надзора и общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства в области промышленной безопасности, охраны и гигиены труда, законодательства о труде, занятости населения, общеобязательного государственного социального страхования Федерация профсоюзов Украины и Государственная служба Украины по вопросам труда в 2016 году заключили Соглашение о сотрудничестве. Мы намерены проверки, осуществляемые в рамках общественного контроля профсоюзов, проводить одновременно с территориальными органами «Гоструда».

Этому способствует принятое Правительством Постановление от 26 апреля 2017 №295, которым предусмотрено, что проведение проверок соблюдения трудового законодательства будет осуществляться не только при обращении самого работника, но и по получению информации от профсоюзных организаций о выявленных во время общественного контроля нарушениях прав работников.

Однако 23 мая 2017 года, буквально накануне начала Международной конференции труда в Верховной Раде Украины был зарегистрирован новый проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения чрезмерного давления на субъекты хозяйствования, мер государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде и занятости населения» (реестр. № 6489).

Его авторами является группа из 20 народных депутатов Украины, являющиеся приверженцами дерегуляции и свободы предпринимательства.

В этом законопроекте профсоюзы усматривают очередную попытку протащить ограничения в проведении государственного контроля в сфере труда, а также существенно ослабить санкции по отношению к работодателю, нарушающему закон.

Одной из «новаций» (в кавычках)законопроекта является установление административной ответственности физических и должностных лиц за предоставление в органы государственного надзора (контроля) безосновательных жалоб о нарушении субъектами хозяйствования законодательства о труде и занятости населения. Это прямо противоречит Конвенции 81, согласно которой национальным законодательством может запрещаться разглашение инспектором источника жалоб на нарушение законодательных предписаний.

Указанный законопроект еще больше загоняет в тень работающих (физических лиц) в неформальной сфере, которые не объединены в профсоюзы и попросту станут бояться обращаться в инспекции по труду, поскольку не захотят потерять работу. Авторам законопроекта об этом хорошо известно и поэтому они сознательно предлагают еще больше «запугать» наемных работников.

Авторы законопроекта предлагают накладывать на «жалобщиков» штраф в размере от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (850 - 1700 грн.) На более настойчивых «жалобщиков», которые в течение года уже подвергались такому административному взысканию, предлагается накладывать еще больший штраф - в размере от ста пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан (2550 - 5100 грн.).

ФПУ крайне негативно оценила этот законопроект и направила свои возражения депутатским фракциям. Однако уверенности, что депутаты при слушаются к нашим замечаниям нет.

Поэтому мы просим Комитет предостеречь Верховную Раду от принятия указанного законопроекта.

В связи с изложенным мы считаем, что следует продолжить мониторинг за соблюдением применения конвенций 81 и 129, а также поддерживаем предложение о предоставлении МОТ технической помощи Госинспекции в укреплении ее потенциаала.

Спасибо за внимание.