Скандинавский регион является одним из примеров успешной реализации концепции социального государства по степени внедрения его принципов в общественные институты. Родоначальники концепции социального государства определяли его как «власть контроля для достижения всеобщего равенства» (Л. Фон Штейн), «полиция», которая содействует гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей» (Р. Фон Моль), и «ночного сторожа" в экономике - содействие без вмешательства».
Свое практическое воплощение указанная концепция получила воплощение в модели социальной политики, характерной чертой которой стала определяющая роль государства в экономической и социальной сферах: налоговой политике, создании рабочих мест и даже установлении заработной платы на национальном уровне.
А также высокой ролью профсоюзного движения в общественно-политической жизни страны.
При этом сама социальная модель государства рассматривается социал-демократами как промежуточный этап на пути перехода от капитализма к демократическому социализму через парламентаризм. К 60-м годам XX века сначала в Швеции, а затем в Норвегии и Дании государственной власти удалось выстроить солидарную социальную политику, благодаря которой страны Скандинавии стали самыми стабильными в мире. Вот уже несколько лет подряд Швеция состязается с Норвегией за звание наиболее благополучного государства в мире.
Поэтому, нельзя согласиться с тем, что основой успеха Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии после финансового кризиса 1990-х годов является продвижение в них капитализма, а также формирование финансово ответственных и эффективных правительств (читай: проводящих политику жесткой экономии – В.Ш). Действительно, шведы сократили государственные расходы и налоги, однако, одновременно предоставили населению широкий выбор социальных услуг и создали новые системы для стимулирования бизнеса. Их продолжительность жизни самая высокая в Европе, потому что до 80% местных бюджетов идет на здравоохранение. На образование направляется около 5% ВВП.
Треть всех работающих занята в госсекторе Швеции. При этом 85% шведских компаний являются частными и производят около 90% продукции страны. На государственные расходы идет 60% ВВП Швеции. Это значительно больше, чем во многих других странах. Лучший способ сравнения эффективности работы правительств — так называемая “корзина социальных услуг”, за которые платит каждая страна. По этому показателю, согласно данным ОЭСР, Швеция одна из наиболее благополучных стран.
Однако в Швеции все чаще раздаются голоса, что расходы на социальные гарантии слишком высокие, из-за чего приходится использовать налоговые поступления для предоставления населению услуг сферы общественного обслуживания. Сумма налоговых поступлений равна 60% ВВП страны, что является самым высоким показателем среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Тем не менее, так ли все хорошо в Швеции? 17-20 июня этого года на 28-м съезде Центрального объединения профсоюзов Швеции, насчитывающем 1,5 миллиона членов, среди которых 53% - мужчины и 47% - женщины, главный вопрос, который обсуждался, был вопрос о возвращении Швеции к полной занятости и солидарной политике в области оплаты труда. Именно эти составляющие лежат в основе шведской модели социально-экономического развития, на которую с восхищением с 70х годов прошлого столетия смотрели трудящиеся всего мира.
Последние 10 лет эта модель неуклонно разрушается. Безработица с 2-3% повысилась до 8% среди коренных шведов и до 15% среди тех, кто в Швеции не родился, но в ней живет и работает. Увеличивается неравенство во всех сферах социальной жизни, в оплате труда (между городом и деревней, женщинами и мужчинами, между различными отраслями, между коренными шведами и иммигрантами, между рабочими и служащими). Не случайно три профцентра Швеции и премьер-министр страны выступили с презентацией новой совместной инициативы под названием «Глобальное соглашение» (Global Deal). Соглашение направлено на инклюзивное экономическое развитие через социальный диалог. Эта совместная инициатива профсоюзов, и правительства, правда, пока только его части, Швеции.
Одной из самых острых проблем в трудовом законодательстве Швеции является вопрос об отмене законодательно закрепленной нормы, позволяющей использовать временную занятость не только нанимая человека на работу, скажем, на месяц или на неделю, но и на день, и даже на почасовой основе.
Все более деструктивной становится политика государства всеобщего благосостояния по отношению к одиноким матерям, иммигрантам и маргинализированным группам населения.
И это при том, что премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, представляющий социал-демократическую партию в кабинете министров, является выходцем из профсоюзной среды, и в свое время был руководителем одного из крупнейших отраслевых профсоюзов Швеции.
В связи с полным удовлетворением первичных потребностей, либеральная идеология, философия толерантности привели к необратимому процессу индивидуализации скандинавского общества, что вступило в противоречие с коллективистскими основами формирования социального государства всеобщего благосостояния. Снижается личная ответственность перед социальными институтами, их роль сводится к минимуму, а общество в целом переходит от общества «взаимопомощи» к традиционному капиталистическому, с характерным для него эгоизмом.
Проблемы, с которыми сейчас сталкивается скандинавский регион, актуальны и для Украины, в которой профсоюзам отводится второстепенная роль. Поэтому, их анализ важен для развития социального диалога и повышения роли профсоюзов в самых разных странах. Изучение опыта общественно-политического развития скандинавских стран может помочь скорректировать проблемные аспекты политики государств в социальной сфере.
Департамент международных связей аппарата ФПУ