original

Принятая на заседании Исполнительного комитета 14-15 декабря 2016 г.

 

Резюме

ЕКП приветствует инициативу Европейской Комиссии перезапустить предложение о Единой консолидированной корпоративной базе налогообложения (ЕККБН). Сближение баз налогообложения в рамках Европейского Союза необходимо для более скоординированной экономической политики и борьбы с уклонением от уплаты налогов. Однако учитывая, что для уклонения от уплаты налогов используется как различия в базах налогообложения, так и разница в уровнях налоговых ставок, ЕКП повторяет свой призыв к установлению в Европе минимальной ставки корпоративного налога в размере 25%, чтобы гарантировать, что компании платят справедливую долю налогов там, где получают прибыль. Кроме того, ЕКП считает, что предложенный порог обязательного вхождения в ЕККБН слишком велик и его необходимо установить в соответствии с директивами об учете.

 

Введение

В марте 2011 года Комиссия предложила проект директивы о Единой консолидированной корпоративной базе налогообложения (ЕККБН). Это предложение, которое все еще находится на рассмотрении в Совете, нацелено на предоставление компаниям единых корпоративных налоговых правил для ведения бизнеса во всех странах внутреннего рынка. Такая система призвана упростить корпоративные налоговые рамки ЕС и уменьшить возможности уклонения многонациональными компаниями от уплаты налогов. Предполагается, что ЕККБН может сэкономить бизнесу в ЕС до 0,7 млрд евро в год на расходах на соблюдение национальных правил и позволит сократить расходы на расширение примерно на 62%.

 Компаниям нужно будет соответствовать требованиям только одной всеевропейской системы для вычисления своего налогооблагаемого дохода, а не различным правилам в каждом государстве-члене, в котором они осуществляют деятельность. Этот доход затем будет пропорционально распределяться между странами, исходя из предполагаемого уровня реальной экономической активности в каждой стране (вычисленной на основе взвешенных показателей продаж, заработной платы, количества сотрудников и активов в каждой стране). Затем государства-члены будут решать, какую ставку налога применить к распределенным частям дохода корпорации. В этом отношении ЕККБН не ставит за цель сближение налоговых ставок в рамках Европейского Союза.

 Обсуждения в Совете показали, что принятие этого предложения, которое называли «очень амбициозным проектом», маловероятно, если только оно не будет разбито на несколько этапов.

 Новые предложения Европейской Комиссии были представлены в октябре 2016 года. Они направлены не только на помощь бизнесу, но и на противодействие уклонению от уплаты налогов. Они, соответственно, содержат меры, призванные отразить положения Директивы о борьбе с уклонением от налогов, которая была принята в июле 2016 года.

 Предложение было разделено на две части: первая – это директива о единой корпоративной базе налогообложения (ЕКБН, 1-й этап); а вторая – директива о единой консолидированной корпоративной базе налогообложения (ЕККБН, 2-й этап). Важно отметить, что ЕККБН будет распространяться только на транснациональные корпорации-резиденты государств-членов ЕС, а не на все корпорации.

 

На кону - нехватка средств

По оценкам, налоги, недополученные в результате существования теневой экономики в Европе, составляют 105,8% от общего объема расходов на здравоохранение в странах ЕС. Рассматриваемые в качестве статьи расходов, налоги, потерянные из-за существования теневой экономики, в среднем равняются 17,6% от общего объема государственных расходов в странах-членах ЕС. В ряде стран налоги, потерянные из-за теневой экономики, превышают 20% общего объема государственных расходов, а что касается доли в государственных доходах, сумма недополученных налогов в некоторых случаях превышает 30% от общих доходов. Еще одно сравнение: она равняется 139,3% годового дефицита в ЕС.

 

Вопросы учета и уклонения от уплаты налогов

Согласно новой схеме ЕКБН/ЕККБН транснациональные компании с консолидированным доходом, превышающим 750 миллионов евро за финансовый год, предшествующий текущему финансовому году, будут обязаны представлять данные о доходах в соответствии с требованиями ЕКБН. Эта налоговая отчетность приведет европейские доходы, декларируемые многонациональной компанией в целях бухгалтерского учета, в соответствие с общими согласованными необлагаемыми видами доходов и расходами, не уменьшающими базу налогообложения. Затем, после внедрения ЕККБН, полученная сумма будет пропорционально распределяться между государствами-членами исходя из того, где происходят продажи, размещены сотрудники и капитальная база транснациональных корпораций.

Однако база налогообложения ЕККБН не предвидит корректировки налогов в консолидированной финансовой отчетности многонациональных компаний, к которой применяются налоговые правила и в которой не отображаются сделки вне ЕС. Вместо этого, требуется, чтобы счета каждого из отдельных юридических лиц, входящих в состав группы компаний, которые являются либо резидентами, либо же имеют постоянное представительство в ЕС, приводились в соответствие с правилами, изложенными в новой ЕКБН, а затем результирующие показатели суммировались для создания базы налогообложения ЕККБН.

Чтобы налоговая база, на которой это готовится, работала, необходимо использовать соответствующий метод бухгалтерского учёта в рамках группы компаний. Это предположение критически важно для обеспечения равенства в налогообложении и того, что налоговый арбитраж не будет заменен на бухгалтерский арбитраж. К сожалению, в ЕС нет такой учетной базы, как нет и требований для групп компаний использовать Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) на всех своих филиалах. Альтернативные Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ), доступные в ЕС, предусматривает существенные различия в определении и оценке критических доходов и расходов. Вследствие этого возможно двойное налогообложение или же отсутствие налогообложения некоторых операций в связи с использованием в группе компаний различных ОПБУ для расчета базы налогообложения ЕККБН, даже если она последовательно применяет ЕКБН.

Если различные ОПБУ допускают существование разных бухгалтерских процедур в ЕС, и если МСФО допускает различные концепции обновления основных фондов и, как следствие, различные базы определения доходов, то их значимость для целей налогообложения сомнительна. Это может привести и к правовой неопределенности.

 В связи с этим, возможность уклонения от уплаты налогов с помощью бухгалтерского арбитража все еще будет существовать при ЕКБН и ЕККБН, и недопущение уклонения от уплаты налогов будет очень зависеть от наличия и использования Общих правил борьбы с уклонениями. Без этого транснациональные корпорации могут, например, изменить свое поведение и место расположение активов и сотрудников (а также условия, на которых активы были приобретены или наняты сотрудники), чтобы исказить распределение прибыли с целью минимизации налогов.

 Исходя из этих примеров, становится очевидным, что несмотря на то, что ЕКБН и ЕККБН обеспечивают достаточно всеобъемлющие правила налогообложения, они недостаточно последовательны и продуманы, чтобы самостоятельно предотвратить налоговые злоупотребления или обеспечить достаточные основания для однозначного их толкования судами, таким образом их национальные интерпретации могут создать правовую неопределенность.

 

Преимущества и недостатки

Существующие правила усложняют или делают невозможным взаимозачет прибылей и убытков в разных странах, что является серьезной проблемой для транснациональных компаний. Для того, чтобы компенсировать отсутствие преимуществ трансграничной консолидации в ходе первого этапа, ЕКБН предусматривает временные налоговые льготы с последующим их возмещением. Это означает, что убытки, понесенные дочерней компанией или постоянным представительством в другом государстве-члене, могут быть вычтены с прибыли материнской компанией, но будут возмещены, когда соответствующее предприятие принесет прибыль, или в противном случае через пять лет.

После завершения внедрения ЕКБН, что ожидается сделать до конца 2018 года, планируется начать внедрение ЕККБН. Только тогда будет устранено злоупотребление трансфертным ценообразованием при внутригрупповых покупках в рамках ЕС. Это означает, что в то время, как уклонение от уплаты налогов с помощью бухгалтерского арбитража останется вероятным, перевод прибыли посредством трансфертного ценообразования будет устранен только на этапе консолидации.

Основной недостаток предложения заключается в том, что консолидированная отчетность должна включать в себя только членов корпоративной группы – резидентов в государствах-участниках. Это лишает ЕККБН ключевого преимущества - унитарного подхода, поскольку позволяет многонациональным компаниям не указывать в отчетности посреднические организации, которые они используют для уклонения от уплаты налогов, в том числе те, которые находятся в налоговых убежищах. Эту проблему все еще придется решать обычными мерами по борьбе с уклонением от налогов, включая правила трансфертного ценообразования, контролируемые иностранные корпорации, а также общие принципы борьбы с уклонением от уплаты налогов. ЕККБН включает их в себя.

Кроме того, в предложении ЕКБН Комиссия признает, что существующие налоговые правила создают стимулы для транснациональных корпораций использовать кредиты, а не акционерный капитал для финансирования своего бизнеса. Однако вместо того, чтобы ограничить налоговые льготы для выплаты процентов, Комиссия в настоящее время предлагает новый механизм под названием «Учет роста и инвестиций», который вычисляет сумму налоговых льгот для корпораций, финансируемых за счет акционерного капитала. Это новый налоговый стимул, который в действительности предложит корпорациям налоговые льготы за расходы, которых они не осуществляли. Откроются возможности для налоговых злоупотреблений этого механизма.

Кроме того, Комиссия предлагает альтернативу патентному специальному режиму[1]. Предложение не только позволит многонациональным корпорациям вычитать с облагаемого дохода все расходы на НИОКР, но также предоставит им значительные налоговые льготы, в зависимости от суммы, которую они тратят на НИОКР. Если эта сумма не превышает 20 млн евро, Комиссия предлагает предоставлять корпорациям дополнительные налоговые льготы в размере 50% от потраченной суммы. Это новый налоговый стимул, который позволит транснациональным корпорациям вычитать огромные суммы прибыли со своей налогооблагаемой базы. Снова же, возможны злоупотребления этим механизмом, в первую очередь путем завышения расходов на НИОКР.

Важно, чтобы государства-члены обеспечили наличие достаточных ресурсов в налоговых администрациях для выполнения их функций.

 

Требования ЕКП

  • ЕКП приветствует обязательный характер ЕКБН и ЕККБН, но считает, что пороговое значение в 750 миллионов евро слишком высоко; поэтому мы требуем снизить его до уровня не более 40 млн. евро, в соответствии с директивами об учете.
  • Как говорится в ответе ЕКП на консультации по повторному запуску Единой консолидированной корпоративной базы налогообложения, двухэтапный подход неизбежно приведет к созданию новых лазеек. ЕКП призывает к незамедлительному внедрению второго этапа пакета (ЕККБН) начиная с января 2019 года.
  • ЕКП требует полной прозрачности в глобальном масштабе и публикации подробных пострановых годовых отчетов для того, чтобы рамки ЕККБН всех соответствующих критериям компаний соответствовали пострановым отчетам в целях налогообложения.
  • ЕКП требует, чтобы все члены корпорации были включены в Единую корпоративную консолидированную базу налогообложения, а не только те, которые расположены в Европейском Союзе.
  • ЕКП требует сближения правил бухгалтерского учета, чтобы ЕККБН приносила добавленную стоимость.
  • Для того, чтобы ЕККБН была эффективной, ЕКП считает необходимы ввести минимальную ставку налогов в размере 25%.

 

 

 

 

 

 

 

              



[1] Специальный режим, поощряющий компании создавать юридические лица в государствах-членах, таким образом, получая доступ к льготным ставкам налога на прибыль, связанную с использованием патентов