Основные тезисы:
• Необходима более глубокая реформа законодательства ЕС о неплатежеспособности, чтобы решить проблему растущих масштабов злоупотребления законодательством о несостоятельности.
• В центре внимания Директивы должна быть защита работников в случае реструктуризации и несостоятельности предприятий, а не банки или предоставление преференций банкам.
• Еврокомиссия должна использовать возможности, предоставляемые данной Директивой, для борьбы с растущим использованием тактических банкротств с целью отказа работникам в их правах.
• Директива должна явным образом гарантировать право работников на получение причитающейся им зарплаты (то есть вознаграждения за труд и прочих платежей и выплат, вытекающих из трудовых отношений) в полном объеме и без задержек.
• Директива должна обеспечить полную защиту пенсионных фондов работников.
• Особую озабоченность вызывают предложения о «навязывании решения несогласным кредиторам» и «межклассовом проталкивании», которые могут иметь серьезные последствия для интересов работников, для защиты которых предоставлены недостаточные гарантии.
• ЕКП отвергает любые прямые или косвенные вмешательства в статус работников как приоритетных и защищенных кредиторов; обеспокоенность вызывает возможное косвенное воздействие финансовой реструктуризации на приоритетный статус требований работников.
• Директива должна обеспечить лучшую защиту для работников. В частности, работники должны иметь право быть представленными своими профсоюзами, быть своевременно и надлежащим образом поинформированы работодателем, с ними должны быть проведены консультации; соглашения о реструктуризации должны быть обсуждены и согласованы, а работники должны иметь возможность защищать свои интересы путем реализации своего права на коллективные действия. Опыт прошлого свидетельствует, что все это должно четко гарантироваться в Директиве.
• Обеспечение выполнения Директивы 98/59/ЕС о коллективных увольнениях и Директивы 2001/23 о сохранении условий занятости в случае перехода предприятия к новому собственнику в рамках процедуры банкротства.
• Директора, предприниматели и специалисты-практики по вопросам несостоятельности должны нести ответственность, необходимы более эфективные сдерживающие санкции для обеспечения соблюдения прав, особенно в отношении прав трудящихся.
1. Контекст
В своем сообщении о стратегии единого рынка 2015 года Комиссия объявила о законодательной инициативе по вопросам несостоятельности, с тем, чтобы обеспечить «нормативно-правовые рамки, которые будут способствовать решению проблемы, не заставляя предпринимателей отказываться от реализации новых идей». Предложение по директиве о превентивной реструктуризации и втором шансе было опубликовано 22 ноября 2016 года.
Причины такой инициативы лежат скорее всего в финансово-экономической плоскости, а не в плоскости защиты рабочих мест или работников. По мнению Комиссии, дорогостоящие и длительные процедуры реструктуризации и банкротства приводят к росту задолженности частного сектора. ЕЦБ оценивает размер так называемых «невозвратных рисков» в 980 милиардов евро. Это ведет к неоптимальному уровню инвестиций, создает трудности в стартре нового бизнеса и к общей потере роста, рабочих мест и конкурентоспособности.
В 2014 году Еврокомиссия приняла рекомендательный документ, призывая государства-члены согласовать правовые рамки, определяющие процедуры превентивной реструктуризации и периоды освобождения от обязательств для «честных» обанкротившихся предпринимателей, с тем, чтобы они получили второй шанс. Неудовлетворенная реализацией этой Рекомендации, Комиссия в настоящее время намерена принять обязательную к выполнению Директиву.
Законодательство о несостоятельности в ЕС имеет большое значение для европейского профсоюзного движения. По всей Европе, особенно в период кризиса, работники ощущают на себе последствия несправедливых правил банкротства, которые разрешают увольнения без предварительного уведомления, консультаций, выплаты причитающейся заработной платы и выходного пособия, а также других платежей в связи с увольнением. ЕКП серьезно обеспокоена ростом использования «тактических банкротств», которые намеренно используются предпринимателями для уклонения от своих обязанностей по трудовому и налоговому законодательству. Без адекватных механизмов защиты существует опасность того, что недобросовестные работодатели также будут стремиться использовать правила реструктуризации для подрыва коллективных договоров.
В связи с этим введение рамочных правил ЕС по несостоятельности должно приветствоваться в той степени, в какой они обеспечивают надлежащую защиту работников и их интересов. Предлагаемые новые правила предоставят время, в течение которого компания сможет изучить все возможности для обеспечения своего выживания. В течение этого периода компания может прекратить скатываться к банкротству под давлением кредиторов и получить столь необходимую передышку для реализации плана реструктуризации, что может помочь сохранить рабочие места.
Однако предложенный проект Директивы содержит ряд вопросов, проблемных для работников. Наши основные опасения следующие. Во-первых, хотя мы полностью поддерживаем, что закон должен предоставлять возможность сохранить предприятия и рабочие места, эти вопросы должно быть предметом полного информирования, консультаций и согласования с работниками и их представителями. Представители работников лучше всего могут отличить настоящие экономические трудности от «тактического» банкротства и их поддержка новых организационных договоренностей имеет ключевое значение. Во-вторых, проблематично приблизительно одинаковое отношение к заработной плате и к любым другим неурегулированным претензиям. Должны быть приняты все меры для обеспечения того, что работники получают заработную плату (и прочие платежи или выплаты) в полном объеме и без задержек. Работники должны сохранить свой статус приоритетных кредиторов. Несмотря на заверения, этот статус в настоящее время поставлен под угрозу в связи с предложением по рефинансированию. В-третьих, «межклассовое проталкивание» потенциально может привести к несправедливым последствиям для работников, в частности, что касается выполнения коллективных договоров. И, наконец, на законодателях ЕС лежит особая ответственность за обеспечение более устойчивого корпоративного поведения по всему ЕС, что требует независимого надзора, четких обязанностей и сдерживающих санкций для директоров, предпринимателей и специалистов-практиков в целях предотвращения злоупотреблений.
2. Требования ЕКП
2.1 Сохранение рабочих мест
Упредительные планы реструктуризации могут приветствоваться, когда они согласованы с работниками. Необходимы конкретные меры для обеспечения доступа работников к своим профсоюзным представителям и профсоюзного представительства в течение всего процесса, в том числе на этапе раннего предупреждения, предусмотренного Директивой. Представители работников должны быть проинформированы, с ними должны проводиться консультации; они должны иметь право предложить альтернативные планы с целью сохранения рабочих мест и право на экспертизу контрпредложений. Это один из ключевых способов избежать злоупотреблений. Представители работников нередко лучше всех осведомлены о возможностях своей компании и могут оценить вероятность успеха нового плана.
В предложения необходимо внести изменения, чтобы гарантировать, что планы реструктуризации не причиняют ущерб профессиональным пенсионным фондам и правам членов (активных, отсроченных и пенсионеров).
Предлагаемая Директива рассматривает финансовую реструктуризацию и организационную реструктуризацию, как единое целое. В таком подходе два проблемных момента. Во-первых, вопрос организационной реструктуризации относится к компетенции социальных партнеров и в первую очередь должен обсуждаться с социальными партнерами. Во-вторых, предложение предусматривает, что организационная реструктуризация утверждается путем голосования кредиторов, а не посредством традиционных переговоров между работодателями и представителями работников. Такой подход является радикальным и может привести к далеко идущим последствиям; он уничтожит многие тяжелозавоеванные права и поэтому ЕКП категорически против него. Организационная реструктуризация – комплексный вопрос. Она затрагивает целый ряд положений, защищающих права работников, некоторые из которых изложены в директивах ЕС, другие – в конвенциях МОТ и закреплены в национальном законодательстве и практике трудовых отношений.
ЕКП подчеркивает, что произойдет грубейшее нарушение фундаментального права на ведение коллективных переговоров и права на забастовку, если работники будут обязаны законом соблюдать соглашения о реструктуризации, особенно когда у них не было права голоса, и изменения навязываются им в одностороннем порядке.
Поэтому ЕКП настаивает на включении в Директиву следующих пунктов:
• В случаях, если планы реструктуризации влекут за собой изменения организации труда, трудовых договоров или коллективных соглашений, предлагаемая Директива должна четко гарантировать право работников на информирование, консультации и согласование на всех этапах. Недостаточно простой констатации, что Директива не умаляет положений законодательства ЕС об информировании и консультациях. Законодатели ЕС должны обеспечить наличие устойчивых и инклюзивных процедур. Это в частности означает, что планы реструктуризации, затрагивающие вопросы оплаты труда и условий занятости, не могут быть юридически обязательными в случае отсутствия конструктивных консультаций и согласия работников. Представители профсоюза работников должны иметь возможность представить альтернативные планы реструктуризации с целью сохранения рабочих мест и право на экспертизу контрпредложений. Кроме того, Директива должна гарантировать, что инструменты раннего предупреждения, доступные компании, также доступны и для представителей работников.
• В Директиве должно четко говорится о необходимости соблюдать обычную систему производственных отношений.
• Директива должна явным образом гарантировать право трудящихся на защиту своих интересов путем коллективных переговоров и коллективных действий, в том числе забастовок, в соответствии со статьями 27 и 28 Хартии основных прав.
• Директива должна обеспечить соблюдение и гарантирование прав на информирование и консультации, что должно включать обязательство работодателя или держателя значительной части активов информировать о любой планируемой операции, которая может иметь последствия для занятости и/или оказать влияние на возможность работников получить свою зарплату в случае неплатежеспособности компании.
• Директива должна обеспечить отсутствие вмешательства в профессиональные пенсионные фонды.
• Она должна содержать требование о полном аудите заработной платы и условий труда работников до начала процесса реструктуризации.
2.2 Обеспечение претензий работников
ЕКП отвергает любое вмешательство в статус работников как приоритетных и защищенных кредиторов. Стоит напомнить, что последствия для работников, как правило, больше, чем для других кредиторов. Именно по этой причине, среди прочего, работники имеют статус приоритетных кредиторов при взыскании задолженности в процессе ликвидации предприятий. Общепризнано, что обоснованием этого является тот факт, что они почти полностью финансово зависимы от доходов от своего труда, и то, что их позиция при попытках получить выплаты от своего работодателя в случае неплатежеспособни предприятия является относительно слабой. По этим причинам им также предоставляется доступ к государственным фондам социальной защиты, если обанкротившиеся работодатели не выплатили такие долги.
Директива должна недвусмысленно определить, что заработная плата работников и другие причитающиеся им выплаты имеют преимущественный статус перед всеми другими претензиями, как в случае реструктуризации, так и в случае несостоятельности предприятий. Особую озабоченность вызывает непрямые последствия финансовых соглашений по активам, которые в противном случае были бы использованы для обеспечения выплаты заработной платы работникам. Стоит напомнить, что Европейский парламент и Совет как законодатели уже поручили Комиссии определить «дальнейшие меры с целью улучшения преимущественных прав работников на европейском уровне».
Предложение предусматривает, что во время реструктуризации выплата задолженности компании может быть приостановлена на некоторое время, без информирования об этом работников. Это касается и заработной платы, и других выплат работникам. Таким образом, положения предлагаемой Директивы, касающиеся приостановления исполнения, должны быть изменены с тем, чтобы обеспечить продолжение выплат работникам в полном объеме и без задержек. Директива должна предусматривать, что государства-члены могут реализовывать соответствующие схемы, чтобы помочь работодателям выполнять эти обязательства, а не искать оправдания сокращению заработной платы. Без надлежащих гарантий применение положения о «приостановлении исполнения», скорее всего, будет означать, что работники потеряют в заработной плате, пособиях, отпускных, премиях, пенсиях и других правах и выплатах, вытекающих из их трудовых отношений. Просто ссылка на Директиву 2008/94/EC не обеспечивает достаточных гарантий того, что причитающиеся выплаты будут гарантированы в полном объеме и без задержек. Директива фактически разрешает государствам-членам изменят заработную плату и другие интересы работников в рамках соглашения о реструктуризации.
Директива должна гарантировать, что структурная защита работников на национальном уровне с помощью судебного и административного контроля не может быть обойдена. Кроме того, в рамках Директивы должны быть признаны «органы кредиторов» с участием представителей работников, а их роль защищена.
Директива допускает увольнения как часть плана реструктуризации. Желательно четко обозначить право работников на уведомление и применение Директивы о коллективных увольнениях.
Директива должна обеспечить, чтобы работники рассматривались как отдельный класс. Это должно быть обязательным.
Особую озабоченность вызывают предложения о «навязывании решения несогласным кредиторам» и «межклассовом проталкивании», которые могут иметь серьезные последствия для интересов работников, для защиты которых предоставлены недостаточные гарантии.
2.3 Обеспечение более устойчивого поведения корпораций
ЕКП обеспокоена тем, что правила «второго шанса» настолько слабы, что они будут и далее поощрять неустойчивое поведение корпораций. Под большим вопросом то, что лица, контролирующие компанию, которая стала несостоятельной по причине их собственных действий или бездействия, должны быть освобождены от своих долгов и получить возможность вести тот же бизнес, продолжая пользоваться привилегией ограниченной ответственности. Не должно быть второго шанса для тех компаний, которые обходят трудовое законодательство, замечены в недобросовестной конкуренции или действуют социально безответственно, например, путем учреждения и поддержания нежизнеспособных предприятий.
Предложения о втором шансе вызывают обеспокоенность в связи с возможными поспешными, ненужными и тактическими закрытиями компаний. «Тактические банкротств» – практика намеренного закрытия компании, нередко оставляющая работников у разбитого корыта с невыплаченными зарплатами, без уведомления об увольнении. В некоторых случаях происходит перезапуск того же бизнеса, после увольнения персонала и отказа от устоявшихся условий занятости. Практика спланирпованных банкротств может принимать вычурные формы, например, когда компанию разделяют на несколько и тайное лицо готовит их перезапуск после банкротства. В последние годы возник целый ряд таких скандалов, в результате которых пострадали тысячи работников, что обошлось в значительные суммы для национальных систем социального обеспечения (например, большой универмаг «Clerys» в Ирландии – потеря 460 рабочих мест (2015 г.), авиакомпания «Alitalia» в Италии – потеря 1100 рабочих мест (2014-2015 гг.), компания по уходу за детьми «ESTRO» в Нидерландах – потеря 1000 рабочих мест, ухудшение условий занятости для оставшихся 2500 работников (2014 г.)).
С учетом вышеизложенного ЕКП требует срочных действий по следующим вопросам:
• Необходимо усилить контроль за выполнением обязанностей и ответственностью директоров. Необходимо проводить оценку, чтобы определить, в какой степени директор действовал недобросовестно и безответственно. Дисквалификация директоров в одном государстве-члене должна одначать их автоматическое недопущение к управлению бизнесом или предприятиями в других государствах-членах.
• Обязанности директоров должны быть определены, в том числе с должным учетом интересов работников, других кредиторов и заинтересованных сторон при любой процедуре реструктуризации или несостоятельности. Невыполнение директорами своих обязанностей должно учитываться при определении сроков и условий погашения обязательств.
• Директорам необходимо запретить снижать активы компании ниже уровня, необходимого для выполнения обязательств перед работниками.
• Вместо добровольных кодексов должны быть установлены минимальные стандарты для специалистов-практиков по вопросам несостоятельности, в том числе по их обучению и квалификации, лицензированию и регистрации, ответственности и обязательному (а не добровольному, как предлагается) профессиональному кодексу.
• Должны быть предусотрены конкретные меры по недопущению злоупотребления банкротством.
• И, наконец, предложение требует от государств-членов собирать данные о количестве и содержании соглашений по реструктуризации. ЕКП рекомендует собирать следующие данные: о потере рабочих мест, передаче части или всего бизнеса, частичных увальнениях, последствиях соглашений о реструктуризации для работников и нарушениях обязательств директоров.
Принята на заседании Исполнительного комитета 14-15 декабря 2016 г.