resized com ex 3

 

Позиция, принятая на заседании Исполнительного Комитета 

Европейской конфедерации профсоюзов (ETUC) 
10 – 11 марта 2015 года

 

Создание качественных рабочих мест должно быть приоритетом номер один. Двадцать четыре миллиона мужчин и женщин и пять миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет в настоящее время безработные. Около 10 миллионов рабочих мест были сокращены с сначала кризиса в 2008 году. Хотя динамика уровня безработицы, наконец, начинает движение в правильном направлении, в Европе оживления экономики по-прежнему добиться не удалось.

Восстановление рабочих мест в Европе – не единственный вызов, стоящий перед ней. Не менее важным аспектом является обеспечение качества рабочих мест, которое позволит людям иметь достойный уровень жизни и внесет вклад в их благополучие и выздоровление экономики. Глобализация, новинки техники и технологии, тенденции демографического развития и переход к зеленой экономике оказывают серьезное влияние на рынок труда. Наряду с возникшими вызовами появляются возможности для трудоустройства, но нет никаких гарантий, что эти рабочие места будут качественными. Несмотря на острую потребность в создании новых рабочих мест, необходимо решать этот вопрос в контексте долгосрочного прогноза, учитывая профиль создающейся работы.

Европейская стратегия занятости не в состоянии обеспечить качественные рабочие места. Несмотря на постепенное снижение уровня безработицы, качество и долгосрочная устойчивость создающихся рабочих мест дают повод для беспокойства. Большое количество новых рабочих мест носят временный характер и создаются для работы на неполный рабочий день. Неполная занятость (вынужденная неполная занятость и работа на определенный срок, слишком малое количество рабочих часов и работа ниже уровня квалификации работников) увеличивается, особенно среди женщин и молодежи. Слишком многие работники, сталкивающиеся с ненадежной занятостью, страдают от отсутствия гарантий занятости, низкой зарплаты и исключения из базовой социальной защиты: ненадежные контракты, среди которых нулевые контракты, ложная (фиктивная) самозанятость, неоплачиваемые стажировки и незаконная трудовая деятельность являются отрицательными характерными чертами рынка труда, которые усугубляются.

Кроме того, рынок труда все более поляризуется: в целом, высококвалифицированным / образованным работникам по-прежнему доступна высококачественная, хорошо оплачиваемая работа, в то время как низко квалифицированные работники наименее защищены от некачественных, опасных и низкооплачиваемых рабочих мест. Состоялось быстрое сокращение среднеквалифицированных работников, и все большее количество работников незащищено от увольнения либо работы в очень плохих условиях.

Необходимо продолжать прилагать усилия для повышения уровня участия женщин, молодежи, мигрантов, пожилых и низко квалифицированных работников на рынке труда. Однако, особое внимание должно быть уделено качеству рабочих мест и их индивидуальным потребностям, поскольку именно эти люди чаще других работают на низкооплачиваемых работах на некачественных рабочих местах.

Необходимо использовать пересмотр стратегии «Европа 2020» в качестве возможности для постановки вопроса о качестве рабочих места в главу угла европейской политики.

Новая Европейская Комиссия заявила о своем намерении усилить социальную справедливость в ЕС. Когда и как это станет возможным, еще предстоит выяснить. Для ЕКП качество рабочих мест будет ключевым критерием для оценки какой-либо инициативы ЕС по занятости.

ЕКП продолжает подчеркивать необходимость внесения изменений в европейскую экономическую политику в целях обеспечения необходимых условий для создания рабочих мест, среди которых прекращение политики жесткой экономии и стимулирование внутреннего спроса и инвестиций. Приоритет инвестиций, заявленный в Ежегодном обзоре роста за 2015 год, – похвальная инициатива, но в предложении ЕКП для инвестиционного плана ЕС указано, что Конфедерация обеспокоенна тем, что инвестиционный план Комиссии не предусматривает достаточное количество мер для значительного повышения качества рабочих мест и создания устойчивой занятости в Европе.

Эти опасения подтверждаются в докладе МОТ «Ориентированная на занятость инвестиционная стратегия ЕС», в котором сказано, что несмотря на то, что Инвестиционный план Юнкера может создать более 2 млн. новых рабочих мест, без надлежащего планирования и распределения средств, без среднесрочной стратегии занятости, сосредоточенной на качественных рабочих местах и сбалансированных реформах, он мало чем поможет в решении проблемы безработицы в Европе.

Среднесрочный обзор стратегии «Европа 2020» и предстоящий пересмотр Руководства по трудоустройству являются для европейских политиков возможностью задействовать последовательную стратегию для обеспечения качественных и устойчивых рабочих мест европейским рабочим. Качественные рабочие места должны стать неотъемлемой частью процесса достижения «разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста», который призвана обеспечить стратегия «Европа 2020».

Аргументация в пользу качественных рабочих мест

Качественные рабочие места были предметом беспокойства и до кризиса, но его непредвиденные последствия, внутренняя девальвация и утверждение политики налогово-бюджетной консолидации, привели к эрозии европейской социальной модели и отходу такого понятия как качественные рабочие места на задний план.

На рубеже веков был политический консенсус, изложенный в заключении Совета в Ницце (декабрь 2000 года), вокруг идеи качественных рабочих мест в качестве необходимого элемента для обеспечения конкурентоспособности и полной занятости. В 2010 году после принятия стратегии «Европа 2020», в Коммюнике Европейской Комиссии определены «качественные рабочие места и условия труда» в качестве одного из четырех ключевых приоритетов для достижения целей занятости «Европы 2020».

Совсем недавно некоторые европейские политики и представители работодателей нередко заявляли о том, что «любая работа лучше, чем ее отсутствие». Такой подход к «конкурентоспособности» означает, что справедливая заработная плата, защита достойного труда, и даже безопасность рабочих мест рассматриваются в качестве барьеров для создания рабочих мест, тормозящих конкурентоспособность, либо «бремени», давящего на бизнес. Несмотря на это, данные наглядно демонстрируют как социальные, так и экономические аргументы в пользу качественных рабочих мест.

Социальный аспект. Качество трудовой жизни человека, является ключевым аспектом качества его жизни в целом. Большинство людей проводят значительную часть своей жизни на работе, которая играет важную роль в удовлетворении их социально-экономических потребностей и реализации устремлений. Являясь средством заработать на жизнь, работа в течение жизненного цикла, кроме этого, также оказывает существенное влияние на благополучие людей, в том числе их социальную интеграцию и не только. Некачественные рабочие места могут привести к росту незащищенности, социальной изоляции, нищеты в старости, и слабому физическому и психическому здоровью.

Наличие работы больше не является гарантией безбедной жизни либо лучшим инструментом для обеспечения социальной интеграции. Наиболее заметен рост бедности среди людей трудоспособного возраста, включая трудоустроенных. Рост бедности среди работающего населения и рост различия в доходах среди работающего населения и населения в целом явно противоречат целям «Европы 2020», заключающимся в сокращении бедности.

Экономический аспект. Качество рабочих мест – чрезвычайно важная черта любой эффективно функционирующей экономики. Европейская конфедерация профсоюзов постоянно обращала внимание на необходимость сосредоточиться на создании качественных рабочих мест, поскольку они являются ключевым аспектом обеспечения устойчивого роста в Европе. ЕКП предупреждала, что некачественные рабочие места приведут к слабому восстановлению экономики. Факты показывают, что обеспечение качественных рабочих мест является ключевым условием экономического роста и конкурентоспособности. Более качественные рабочие места связаны также с более высоким уровнем участия населения на рынке труда. Благодаря качественным рабочим местам, работники более удовлетворены своей работой, выше квалифицированы и более мотивированы, что в свою очередь приводит к появлению более сильных, продуктивных и инновационных предприятий. Некачественные рабочие места, наряду с незаконной трудовой деятельностью негативно влияют на государственную казну из-за снижения доходов от налогообложения, субсидирования низких зарплат и, в конечном счете, низких пенсий.

Существует огромное количество исследований, подтверждающих позитивную зависимость между уровнем занятости и качеством рабочих мест. Действительно, основная идея «Перспектив занятости ОЭСР за 2014 год» заключается в том, что «политика должна содействовать созданию большего количества более качественных рабочих мест». Эта мысль подтверждена выводами ее недавних исследований: «Ни одна страна в Европе не доказывает, что более высокое качество рабочих мест достигается за счет их меньшего количества. Страны, обеспечивающие высокое качество рабочих мест, как правило, обеспечивают и их количество (при измерении уровня занятости), и наоборот». Особое внимание, уделенное этому вопросу в последнем отчете Еврокомиссии «Занятость и социальное развитие в Европе (2014)», также приветствуется.

Специальный доклад Центра европейских политических исследований (январь 2010 г.), является очередным доказательством существования связи между функционированием рынка труда и показателями качества труда. В исследовании предложены некоторые приоритеты, постановка которых необходима для повышения качества труда. Среди них: образование и подготовка (в виду существующей зависимости между более высоким уровнем занятости и более высоким уровнем образованности и непрерывным образованием); политика в сфере ухода за детьми в целях содействия участию женщин на рынке труда и сокращению разрыва между занятостью и оплатой труда по гендерному признаку; а также условия труда и устойчивость работы – это ключевые  составляющие качественных рабочих мест, которые необходимо учесть.

Определить понятия «качество рабочих мест» и сделать «содействие качеству рабочих мест» реальностью

В ЕС необходимо дать определение понятию «качественное рабочее место», несмотря на то, что оно многомерно, и согласованное между странами ЕС определение по-прежнему сложно дать. На международном уровне МОТ определила понятие «достойного труда». Согласно ее определению, это «высокопродуктивная работа, которая гарантирует достойную зарплату и социальную защиту мужчин и женщин в условиях свободы объединения, отсутствия дискриминации, безопасности на рабочих местах и уважение к человеческому достоинству». В то же время, на европейском уровне такого всеобъемлющего определения все еще нет. Тем не менее, Европейская стратегия занятости (ЕСЗ) содержит всеобъемлющие цели «повышения качества рабочих мест».

Так же, как контроль количества рабочих мест дает важную информацию о состоянии европейской экономики, способность контролировать качество рабочих мест позволит давать оценку эффективности функционирования экономики и выявлять и устранять потенциальные недостатки. Поэтому важно иметь согласованное понимание на европейском уровне того, что мы называем «качественным рабочим местом» и быть способными оценить прогресс в этом отношении.

Для подавляющего большинства работников безопасность рабочих мест и высокая оплата труда являются основными критериями хорошей работы. По мнению профсоюзов, очевидно, что среди ключевых элементов определения того, качественное рабочее место имеет работник или нет, следующие: справедливая заработная плата, позволяющая обеспечивать достойный уровень жизни, учитывающая навыки и компетенцию, необходимые условия труда, в том числе адекватное рабочее время и способность сочетать работу с личной жизнью, здоровье и безопасность на рабочем месте, доступ к профессиональной подготовке, повышению квалификации и непрерывному обучению, гарантии занятости, коллективное представительство и ведение коллективных переговоров, недопущение дискриминации и равенство, доступ к социальному обеспечению.

Нужны общие показатели и измеряемые ориентиры для оценки качества рабочих мест, в то же время необходимо признать ограничение универсального шаблонного подхода. Необходимо понять какие показатели являются наиболее эффективными, поскольку итоги и результаты будут отличаться в зависимости от выбранных показателей и соответствующего стратегического подхода. Несмотря на связанные с этим процессом сложности, различные организации, среди которых Еврофонд, ОЭСР и МОТ пытались разработать и предложить показатели либо методы для оценки качества рабочих мест.

На европейском уровне также на протяжении годов велась работа над разработкой общих показателей качества рабочих мест, начиная с Лаакенских показателей в 2001 году. Совсем недавно Еврокомиссия и Комитет по занятости населения пересмотрел Европейскую концепцию обеспечения качественных рабочих мест. «Оптимизированная» или «более целенаправленная» система показателей качества рабочих мест ЕС была согласована с Комитетом по занятости населения на основе четырех основных аспектов: социально-экономическое обеспечение; образование и обучение; условия труда; баланс между работой и личной жизнью и гендерное равенство, подразделяющиеся в свою очередь на несколько подпунктов.

В то время как работа, проводимая Еврокомиссией и Комитетом по занятости населения, полезна и будет способствовать улучшению анализа, необходимо поразмыслить над тем, требует ли нынешняя европейская концепция дальнейшего развития. ЕКП при поддержке Европейского профсоюзного института будет работать над разработкой позиции касательно аспектов качественных рабочих мест и соответствующих показателей. Она также будет продолжать оказывать давление на Еврокомиссию с тем, чтобы внедрить цели качественной занятости во все аспекты политики ЕС.

Обеспечение качественных рабочих мест должно занимать центральное место в процессе управления.

Вопрос о том, как превратить анализ в конкретные действия, которые приведут к улучшению качественных рабочих мест в Европе, остается нерешенным. Содействие созданию качественных рабочих мест в настоящее время является конкретной целью Европейской стратегии занятости, о чем прямо указано в Положении 7 Руководящих принципов по занятости за 2010 год. Несмотря на это, абсолютно очевидно, что, вместо того, чтобы включить повышение качества рабочих мест в число экономических приоритетов, эта цель стала жертвой основ сегодняшней экономической политики и выбора большинства правительств. В данный момент ситуация еще больше усугубилась, поскольку эта цель была исключена из законодательного предложения Еврокомиссии для новых руководящих принципов по занятости, опубликованных 2 марта 2015 года.

ЕКП приветствует выводы Совета ЕС по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранения и дел потребителей (EPSCO) по инклюзивному рынку труда от 9 марта, подчеркивающие, что качество рабочих мест играет особенно важную роль. Кроме того, в выводах EPSCO (также от 9 марта) по Ежегодному обзору экономического роста и Совместному докладу по занятости на 2015 год также указано, что «поддержка создания новых качественных рабочих мест» является важным ориентиром в сфере занятости и социальной политики. ЕКП будет настаивать на том, что новые Руководящие принципы по занятости должны основываться на том же подходе и способствовать реализации цели повышения качества рабочих мест.

В Ежегодном обзоре экономического роста систематически не уделяют достаточного внимания аспекту качества, определяя приоритеты ЕС для координации экономической политики в рамках Европейского семестра. Ежегодный обзор экономического роста за 2015 год призывает к возобновлению приверженности структурным реформам, включая ослабление правил по охране труда и учреждений. Кроме того, Еврокомиссия поддерживает ту же политику вмешательства в формирование заработной платы и ведение коллективных переговоров, где она не имеет компетенции и нарушает Договор о ЕС. ЕКП призывает политиков прекратить политику, направленную на подрыв заработной платы, ведения коллективных переговоров и прав социальной защиты. Необходим новый подход к реформам, предусматривающий фокусирование внимания на инвестициях в людей.

В то время, как некоторые разрозненные усилия были предприняты для решения некоторых аспектов качества рабочих мест, в Ежегодном обзоре экономического роста (AGS), проведении национальных реформ и конкретных рекомендаций странам (CSRs), необходимо сделать более систематический анализ. В настоящее время не получается отследить связь между воздействием политики, проводимой, например, в отношении заработной платы, ведением коллективных переговоров и структурными реформами на рынке труда и влиянием на качество рабочих мест.

В EPSCO показатели качества рабочих мест должны быть использованы для оценки влияния структурных реформ на работу и качество рабочих мест. Социальные партнеры должны в полной мере участвовать в этом процессе. Любой программе реформ необходимо давать предполагаемую оценку с точки зрения ее социальных последствий, в частности ее влиянии на качество рабочих мест, что и было обещано президентом Еврокомиссии. Такие меры должны стать неотъемлемой частью подготовки NRPS и CSRs.

Экономическое управление необходимо реформировать, приняв во внимание социальное развитие, приведя его в соответствие с целями «Европы 2020». Более сильный управленческий процесс должен помочь учреждениям (правительству, Еврокомиссии), быстрее реагировать на трансформации рынка труда. Его инструменты должны быть адаптированы таким образом, чтобы сделать возможным раннее обнаружение изменений и подготовку быстрого реагирования на них.

В европейском контексте очень важно повысить согласованность между бюджетной, экономической, социальной и трудовой политикой. Улучшения координации между Стратегией «Европа 2020» и другими сферами политики ЕС можно добиться обеспечением паритетности целей Стратегии и экономических целей, которым они теперь четко подчинены в рамках Европейского семестра.

 

http://www.etuc.org/documents/towards-european-strategy-quality-employment#.VREmzPysWiA