Европейский омбудсмен Никифорос Диамандурос опубликовал перечень «принципов государственной службы», которыми следует руководствоваться должностным лицам в органах ЕС. При составлении принципов принимались во внимание лучшие практики в странах-членах ЕС и результаты консультаций с Европейской сетью омбудсменов. По проекту перечня принципов были проведены консультации с представителями общественности. Замечания и отзывы граждан, чиновников, заинтересованных групп, представителей институций ЕС и других организации оказали огромное влияние при окончательной доработке принципов.
Г-н Диамандурос отметил, что принципы государственной службы воплощают основные этические стандарты. Они, как таковые, представляют собой важный компонент управленческой культуры обслуживания, которой придерживаются институции ЕС. В то время, когда Европейский Союз переживает серьезный кризис, эти принципы могут помочь в создании большего доверия между гражданами и институтами ЕС.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
1. Приверженность идеям Европейского Союза и его гражданам
Должностные лица должны осознавать, что институции ЕС существуют с целью служения интересам ЕС и его граждан в реализации целей Договора о создании ЕС.
Они должны давать рекомендации и принимать решения, только исходя из этих интересов. Чиновники должны максимально ответственно выполнять свои функции и стремиться соответствовать самым высоким профессиональным стандартам. Они не должны забывать об общественном доверии к ним и служить хорошим примером для других.
2. Честность
Чиновники должны руководствоваться общепринятыми правилами поведения и всегда вести себя таким образом, как будто находятся под тщательным общественным присмотром. Это обязательство выполняется не в полном объеме, если действовать просто в рамках закона.
Должностные лица не должны связывать себя какими-либо финансовыми или иными обязательствами, которые могут повлиять на выполнение ими своих функций, включая получение подарков. Они должны незамедлительно заявлять о любых личных интересах, связанных с их функциями.
Должностные лица должны принимать меры, чтобы избежать конфликта интересов и возникновения таких конфликтов. Они должны принять незамедлительные меры для разрешения любых конфликтов, которые возникают. Это обязательство действует даже после ухода с должности.
3. Объективность
Должностные лица должны быть беспристрастными, непредвзятыми, руководствоваться доказательствами, и готовыми выслушать разные мнения. Они должны быть готовы признавать и исправлять ошибки.
В процедурах, которые включают сравнительную оценку, при подготовке рекомендаций и принятии решений чиновники должны исходить из заслуг и любых других факторов, прямо предусмотренных законом.
Должностные лица не должны допускать дискриминации и не позволять, чтобы их личное отношение к конкретному человеку влияло на их профессиональное поведение.
4. Уважение к другим
Должностные лица должны относиться с уважением друг к другу и к гражданам. Они должны быть вежливы, готовы помочь и сотрудничать.
Они должны прилагать усилия, чтобы понять других и выражать свои мысли на простом языке.
5. Прозрачность
Должностные лица должны быть готовы объяснить свои действия и аргументировать их причины.
Они должны вести надлежащий учет своей деятельности и приветствовать общественную проверку их действий, в том числе на соответствие с этими принципами общественного обслуживания.
Европейский омбудсмен проводит расследование жалоб на недобросовестное управление в учреждениях и органах ЕС. Любой гражданин или резидент ЕС, юридическое лицо или объединение лиц стран-членов ЕС может подать жалобу Омбудсмену. Обращению к Омбудсмену является быстрым, гибким и бесплатным способом решения проблем с администрацией ЕС.
Дополнительную информацию можно получить на сайте www.ombudsman.europa.eu
Департамент международной работы ФПУ