planeta

 

Заявление глобальных профсоюзов[1] к министрам финансов стран «Большой двадцатки» и весенних собраний МВФ и Всемирного банка 23-25 апреля 2010 года в Вашингтоне

Вступление

1. Глобальные профсоюзы поддерживают введение налога на финансовые операции (НФО) для финансирования возобновления экономики, создания рабочих мест, достижения целей развития и расходов, связанных с изменением климата. Они категорически отбрасывают идею внедрения регрессивного налогообложения или сокращения расходов с последующей неминуемой потерей рабочих мест для преодоления последствий экономического кризиса, вызванного безрассудными и безответственными действиями частных финансовых учреждений. Если не принять решительных согласованных мер, глобальный кризис занятости будет длиться в течение нескольких лет после того, как начнется возобновление экономики с точки зрения показателей ВВП. Министры финансов стран «Большой двадцатки» в своей деятельности должны предоставлять большего приоритета созданию рабочих мест, а Международный валютный (МВФ) и Всемирный банк в национальных программах и консультациях должны отвести достойному труду центральное место. Министры финансов и многосторонние агентства должны инвестировать в базис, необходимый для обеспечения устойчивого развития, в частности в образование, учебу, здравоохранение и зеленые рабочие места. МВФ должен использовать свои финансовые ресурсы, которые значительно выросли в соответствии с прошлогодним решением стран «Большой двадцатки», для продления на более длительный период финансовой поддержки стран-заемщиков и воздерживаться от призывов к «фискальной консолидации», пока в этих странах не будет достигнуто возобновление экономики.

2. В заявлении глобальных профсоюзов содержатся конкретные рекомендации относительно создания рабочих мест, которые профсоюзы призывают поддержать министров финансов и международные финансовые учреждения, и которые будут также обсуждены на встрече министров труда стран «Большой двадцатки» 20-21 апреля в Вашингтоне. Другие предложения касаются новой стратегии Всемирного банка относительно продовольственной безопасности, аннулирования долгов Гаити и другим странам с низким уровнем доходов, выполнения трудовых стандартов в рамках проектов Всемирного банка. В заявлении рассматриваются текущие приоритеты повестки дня финансового регулирования, которую обсудят министры финансов стран «Большой двадцатки». В конечном итоге, в заявлении комментируется новая информационная политика МВФ и Всемирного банка и необходимость улучшить консультации с профсоюзами относительно инициатив и политики международных финансовых учреждений, имеющих последствия для трудящихся.

Без согласованных действий кризис занятости будет долговременным

3. Последние глобальные прогнозы МФВ указывают на то, что возобновление экономики уже началось, но оно проходит вяло и с разной силой. В некоторых регионах, например в Восточной Азии, показатели роста приближаются к докризисному значению, но МВФ ожидает, что в нескольких странах очень медленный, или даже негативный, рост продлится и в 2010 году, в частности в Европе и в Центральной Азии. Глобальные профсоюзы соглашаются с выводами МВФ и Всемирного банка, которые советуют большинству стран реализовывать поддерживающую экономическую политику, до тех пор, пока не будет достигнут устойчивый рост. Без принятия противоциклических фискальных и бюджетных мероприятий, которые реализовываются в странах «Большой двадцатки» и во многих других странах, наибольший экономический кризис за почти восемьдесят лет станет еще глубже и еще больше людей очутятся за чертой бедности. Во время, когда заканчивается действие прошлогодних пакетов стимулирования, текущее умеренное возобновление экономики может легко быть подорвано последующими банковскими кризисами, что приведет к двойному кризису и катастрофическому падению производства и уровня занятости.

4. По оценкам Международной организации труда (МОТ), с помощью политики стимулирования, которая реализовывалась в странах «Большой двадцатки», удалось создать или сохранить от 12 до 14 миллионов рабочих мест. Невзирая на значительные политические вмешательства в странах «Большой двадцатки» и других странах, количество безработных в мире выросло на 34 миллиона за период с 2007 по 2009 год. Особенно глобальное профсоюзное движение тревожит то, что МВФ, Всемирный банк, МОТ и другие учреждения ожидают, что кризис в сфере занятости будет продолжать углубляться как минимум до конца 2010 года, даже если будет происходить возобновление экономики с точки зрения показателей ВВП. Лидеры стран «Большой двадцатки» признали это на Питтсбургском саммите в сентябре прошлого года, где заявили: «Без постоянных усилий безработица, вероятно, будет продолжать расти во многих странах даже после того, как экономика стабилизируется, с непропорционально тяжелыми последствиями для наиболее уязвимых слоев населения».

5. Необходима масштабная глобальная кампания, направленная на создание рабочих мест. Именно с этой целью в июне 2009 года на трехсторонней Международной конференции труда был принят Глобальный пакт о рабочих местах, который поддержали МКП и другие глобальные профсоюзы. Лидеры стран «Большой двадцатки» на Питтсбургском саммите также поддержали Глобальный пакт о рабочих местах и взяли на себя следующее обязательство: «После возобновления экономического роста каждая страна должна будет принять меры для обеспечения быстрейшего подъема в сфере занятости. Мы обязываемся реализовывать планы выхода из кризиса, которые предусматривают предоставление поддержки достойным условиям труда, сохранению занятости и предоставление приоритетного внимания увеличению количества рабочих мест». Министры финансов стран «Большой двадцатки» должны обеспечить адекватное финансирование для реализации таких планы обновлений.

6. Реализация планов стимулирования, принятых в странах «Большой двадцатки» и других странах, должна продолжаться в тех странах, которые еще не достигли стабильного экономического возобновления. Их нужно пересмотреть с тем, чтобы больше внимания уделить созданию рабочих мест. Большие инфраструктурные проекты, которые были запущены или ускорены в рамках антикризисных стратегий, играют важную роль в программах стимулирования и должны быть продлены, особенно если они служат увеличению общей производительности. Однако менее масштабные проекты, как, например, те, которые направлены на улучшение энергоэффективности или использование возобновляемых источников энергии и уменьшение выбросов парниковых газов – так называемые «зеленые рабочие места», – нередко имеют не меньшее, а то и большее влияние на занятость. Это же касается и инвестиций в социальную инфраструктуру – в образование, учебу, здравоохранение – которые, когда проводятся через структуры национальной и местной власти, обеспечивают быстрое создание рабочих мест по всей стране. Необходимо позаботиться, чтобы стратегии создания рабочих мест смягчали последствия кризиса для безработных женщин, так же, как и мужчин.

7. Опыт последние 18 месяцев продемонстрировал очень разную реакцию рынков труда в странах, которые переживают падение ВВП, в связи с разной политикой на рынке труда. Страны с программами защиты доходов (которые выполняют роль автоматических стабилизаторов) и хорошо работающими механизмами социального диалога (которые нередко используются для достижения договоренности относительно сокращения рабочего времени и других мероприятий с целью избежания увольнений) пережили кризис значительно лучше, чем страны с нерегулируемыми рынками труда и низким уровнем социальной защиты. Страны, где подобные программы не разработаны, должны принять усовершенствованные программы замещения доходов и применять активную политику на рынках труда. В развивающихся странах такие мероприятия, как расширение базового социального обеспечения на ранее лишенных социальной защиты людей, программы общественных работ и увеличение минимальной зарплаты также оказались чрезвычайно эффективными в стимулировании создания рабочих мест в менее благополучных отраслях и регионах путем увеличения потока доходов в них. Глобальные профсоюзы призывают министров финансов стран «Большой двадцатки» совместно с министрами труды, которые встречаются в Вашингтоне 20-21 апреля, разработать и принять соответствующие планы возобновления с акцентом на создании рабочих мест.

8. МВФ и Всемирный банк должны поддерживать подобную политику правительств и сделать создание рабочих мест одним из основных приоритетов своей деятельности. С 1944 года одной из основных официальных целей МВФ является «достижение и поддержание высокого уровня занятости и реальных доходов» (статья 1 Статьи соглашения Международного валютного фонда), но МВФ по большей части рассматривал занятость как ничто иное, нежели побочный продукт экономического роста. Относительно Всемирного банка, до недавнего времени он использовал свою многотиражную публикацию «Ведение бизнеса» с целью продвижения порочной идеи о том, что правительства должны создавать рабочие места путем ослабления защиты работников. Независимая оценочная группа самого Всемирного банка признала эту идею такой, что лишена эмпирических доказательств, – в отчете группы за 2008 год сообщается, что не обнаружено «никаких существенных связей» между используемым в «Ведении бизнеса» индикатором найма рабочих (который дает наивысшие баллы странам с самой слабой защитой) и занятостью. К счастью, оба учреждения недавно продемонстрировали свою готовность отойти от упрощенных или даже вредных подходов. Задание, которое стоит в настоящий момент перед международными финансовыми учреждениями, - принять новые политические рамки, которые бы отводили центральное место во время консультирования и определения финансовых приоритетов стран созданию достойных рабочих мест.

Условия предоставления срочных ссуд МВФ

9. Ситуация в сфере занятости наиболее тяжелая в тех странах, которые пережили резкое падение экономики в 2008-2009 годах, и все еще не демонстрируют признаки полного возобновления от спада. Много из этих стран находится в Центральной и Восточной Европе, некоторые из них обращались к МВФ за поддержкой и получили срочные ссуды для преодоления финансовых трудностей. Сначала МВФ включал в соглашения о предоставлении ссуд условия относительно сокращения или полного отсутствия бюджетного дефицита, в то же время он призывал страны «Большой двадцатки» увеличивать дефицит для финансирования противоциклической политики стимулирования. В 2009 году, когда экономическая деятельность сокращалась более быстрыми темпами, чем предусматривал МВФ, а жесткие условия ссуд вызывали широкую оппозицию, МВФ ослабил их в нескольких странах.

10. От таких стран, как Латвия и Украина, где падение ВВП составляло 14-18 процентов, а уровень безработицы превысил 20 процентов, МВФ сначала требовал, чтобы дефицит бюджета в 2009 году не превышал соответственно 5 и 0 процентов ВВП. Хотя впоследствии он позволил превысить начальные требования на 8 процентов, в обеих странах состоялись значительные сокращения в государственном секторе в таких отраслях, как образование и здравоохранение, что привело к парадоксу – сокращению столь необходимых инвестиций для обеспечения поддерживаемого возобновления экономики. К тому же, текущие кредитные соглашения МВФ требуют «фискальной консолидации», то есть уменьшение дефицита в 2010 году, невзирая на прогнозы последующего экономического спада или очень медленного роста в обеих странах. Особенно важно сохранить уровень инвестиций в образование, без которых эти страны вырастят «потерянное поколение» детей и молодежи без достаточного и адекватного образования.

11. Лидеры стран «Большой двадцатки» на саммите в Лондоне в апреле 2009 года согласились увеличить в три разы кредитные ресурсы МВФ, для того, чтобы он мог оказывать странам надлежащую поддержку в преодолении глобальной рецессии. Это решение впоследствии было поддержано всеми странами-членами МВФ, но состоянием на начало 2010 года МВФ предоставил кредитов менее чем на пятую часть своих значительно расширенных финансовых ресурсов. МВФ должен использовать больше своих ресурсов для расширения и продления финансовой помощи на большие периоды времени для стран, которые пострадали от глобального финансового и экономического кризиса, пока они полностью не придут в себя от рецессии. Если МВФ будет действовать противоположным образом, то есть будет обязывать страны, которые находятся на стадии спада, или в самом начале шаткого возобновления, проводить финансовую консолидацию, существует риск подталкивания этих стран к даже более глубокому спаду.

Налог на финансовые операции для преодоления последствий кризиса

12. МВФ уже посоветовал странам планировать «стратегию выхода» из программ стимулирования, которые большинство стран приняли и начали внедрять в 2008 или 2009 году. Нужно избегать любого преждевременного отказа от стимулирующей экономической политики для того, чтобы не допустить новый спад и поддержать инвестиции в источники поддерживаемого возобновления экономики. Страны должны убедиться в том, что сокращение стимулирующей финансовой и фискальной политики не навредит возобновлению экономики. Будущие стратегии выхода будут требовать значительных финансовых ресурсов для преодоления последствий глобальной рецессии, которая началась с финансового кризиса. Лидеры стран «Большой двадцатки» на встрече в Питтсбурге в сентябре 2009 года согласились, что финансовый сектор должен «сделать справедливый и существенный взнос» для возмещения чрезвычайных правительственных вмешательств, которые были необходимы для спасения частной финансовой системы от собственных рискованных инвестиций и недопущения полного краха. МВФ получил мандат на подготовку доклада о вариантах такого вклада.

13. Финансовое бремя, навязанное правительствам финансовым кризисом, не ограничивалось расходами на правительственные мероприятия срочной помощи. Оно включало в себя также расходы на программы социальной защиты, такие как помощь по безработице, внеплановое создание рабочих мест и другие меры стабилизации экономики, которые МВФ рекомендовал принимать странам с финансовыми возможностями в меру того, как финансовый кризис распространился на реальную экономику и вызывал широкомасштабную глобальную рецессию, которая началась в 2008 году. В-третьих, связанные с кризисом расходы государственного сектора включают потерю бюджетных поступлений в связи со снижением уровня экономической деятельности и вызванное этим сокращение государственных инвестиций в жизненно важные сферы, о чем было сказано выше. Все эти три категории должны учитываться при подсчете расходов на преодоление финансового кризиса и его последствий для целей, предусмотренных мандатом МВФ.

14. ОЭСР рекомендовала правительствам стран-членов заняться консолидацией бюджетов до 2011 года, а Профсоюзный консультационный комитет (ПКК) при ОЭСР подсчитал, что расходы на сокращение дефицита бюджетов, к которому призывает ОЭСР, приведут к дефициту финансовых ресурсов в 372 миллиарда долларов США ежегодно в 2012-2014 годах, и 295 миллиардов долларов ежегодно в 2015-2017 годах.[2] Эти цифры отображают стоимость финансово-экономического кризиса для правительств. Среди других потребностей, необходимо выделить средства, необходимые для решения проблемы создания достаточного количества рабочих мест с целью приведения уровня занятости к докризисному уровню. Кроме того, правительства стран ОЭСР заявили о том, что берут на себя чрезвычайно важные обязательства по предоставлению официальной помощи в целях развития и финансирования противодействия изменению климата, который в целом ежегодно составляет 696 миллиардов долларов США в 2012-2014 и 631 миллиард долларов США в 2015-2017 годах.

15. Варианты, которые рассматриваются МВФ и министрами финансов стран «Большой двадцатки», должны, по меньшей мере, генерировать значительные средства, необходимые для ликвидации дефицита финансовых ресурсов, который возник в результате финансового кризиса, и преодоления последствий глобальной рецессии, вызванной им. Кроме того, министры стран «Большой двадцатки» и МВФ должны обеспечить, чтобы предложенные и принятые ими меры способствовали предотвращению повторного появления спекулятивных пузырей и еще одного катастрофического финансового кризиса. Должным образом разработанный и внедренный налог на финансовые операции (НФО) отвечал бы этим двум критериям. Именно поэтому глобальные профсоюзы, их членские организации и члены профсоюзов во всем мире поддерживают его.

16. Другие обсуждаемые варианты, среди которых – налог на обязательства банковского сектора или схема «банковского страхования» не отвечают одному или обоим указанным критериям. Организации гражданского общества всего мира, правительства ряда стран и даже некоторые влиятельные бизнесмены поддержали идею НФО. Кроме генерирования средств, НФО способствовал бы уменьшению «краткосрочности», ценовых пузырей и периодических финансовых кризисов, зато поощряя производительные инвестиции, направленные на создание рабочих мест в реальной экономике. Опыт уже существующих налогов на операции с ценными бумагами в некоторых странах свидетельствует о том, что такой налог может успешно применяться в одной или нескольких юрисдикциях, а согласованная и скоординированная на международном уровне процедура внедрения очевидно приведет даже к более эффективному применению. МВФ должен проанализировать вопрос координации, которую он может обеспечить во внедрении НФО, в отчете для министров финансов стран «Большой двадцатки» в апреле или в последующих отчетах.

17. Работающие мужчины и женщины всего мира заплатили большую цену за последствия глобального кризиса, корень которого кроется в гибельной и хищнической практике частных финансовых учреждений. Они заплатили цену в виде массовой потери рабочих мест, сокращения зарплат и социальных выплат. Глобальное профсоюзное движение будет оказывать жесткое сопротивление любым попыткам заставить людей труда взять на себя бремя финансового кризиса путем проведения регрессивных налоговых реформ, которые приведут к росту неравенства, безработицы и окажут гибельное влияние на реальную экономику. Он также будет оказывать сопротивление последующему свертыванию социальных программ или отказу в финансировании инициатив по созданию рабочих мест. Глобальные профсоюзы призывают к справедливому распределению финансового бремени и верят, что НФО является единственным реальным вариантом, который позволит решить проблемы возмещения расходов на финансовый кризис, возобновления занятости и достижения целей развития и охраны окружающей среды. МВФ и министры стран «Большой двадцатки» должны поддержать НФО и начать процедуру его четкой разработки и скоординированного внедрения.

Новая программа Всемирного банка по продовольственной безопасности

18. По требованию лидеров стран «Большой двадцатки», которая содержится в Питтсбургском заявлении, относительно сотрудничества Всемирного банка с региональными банками развития и другими международными организациями в вопросе продовольственной безопасности, Всемирный банк недавно подготовил Программу глобальной сельскохозяйственной и продовольственной безопасности (ПГСПБ). Решение Всемирного банка сосредоточить внимание на продовольственной безопасности является долгожданным после длительных лет невнимания к роли сельскохозяйственного производства в обеспечении внутренних потребностей. Оно было принято под воздействием разрушительного влияния, в первую очередь на самые бедные страны, кризиса цен на продовольствие, которые достигли своего пика в 2008 году. Невзирая на определенное послабление за последние 18 месяцев, цены все еще исторически высокие, а доступ к качественным питательным продуктам питания остается проблематичным для семей с низкими прибылями во многих бедных странах. Цены на горючее также остаются высокими, невзирая на определенное их снижение в конце 2008 и в начале 2009 года.

19. В новой Программе глобальной сельскохозяйственной и продовольственной безопасности Всемирный банк признает важность «реального расширения полномочий фермеров … через организации производителей» с целью обеспечения того, чтобы программы поддержки сельского хозяйства соответствующим образом способствовали решению задач продовольственной безопасности. Однако в ней не вспоминается тот факт, что 40 процентов занятых в сельском хозяйстве, по данным МОТ, находятся в определенной форме трудовых отношений; в большинстве своем они являются безземельными сельскохозяйственными рабочими. МОТ было выяснено, что эта отрасль является одной из опаснейших для работы, в ней в значительных объемах используется детский труд и растет количество работающих женщин. Кроме того, Международным союзом работников пищевой промышленности и сельского хозяйства (IUF) были задокументированы многочисленные случаи лишения этих рабочих свободы объединения.

20. Расширения полномочий сельскохозяйственных рабочих и учета предложений их организаций являются такими же важными для стратегии действий Всемирного банка по обеспечению продовольственной безопасности, как и сотрудничество с организациями фермеров, неправительственными организациями, группами поддержки и высшими учебными заведениями, о роли которых идет речь в ПГСПБ. Всемирный банк должен стремиться активного привлечения организаций трудящихся к ПГСПБ как это делается в рамках Целевой группы по проблеме глобального продовольственного кризиса, участниками которого является МВФ и Всемирный банк. Необходимо взяться за решение всех вопросов продовольственной безопасности – доступ, наличие, использование и стабильность, – а Всемирный банк должен убедиться, что все инвестиционные проекты по ПГСПБ внедряются с соблюдением трудовых прав и принципов достойного труда. Кроме поисков путей повышения производительности в сельском хозяйстве стратегия Всемирного банка должна уделять больше внимания охране окружающей среды и социальной стабильности сельского хозяйства в развивающихся странах, как средствам достижения продовольственной безопасности. Всемирный банк должен также тесно сотрудничать с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), которой был создан Комитет по вопросам Всемирный продовольственной безопасности.

Полная отмена долгов Гаити и других стран с низкими прибылями

21. После опустошительного землетрясения, которое состоялось на Гаити 12 января 2010 года, возобновились призывы к полной отмене долгов Гаити и другим странам с низкими прибылями. Это произошло после того, как стало известно, что, невзирая на соответствие всем требованиям инициативы относительно бедных стран с наибольшей внешней задолженностью и многосторонней инициативы по облегчению задолженности, Гаити все еще была обязана выплачивать значительные суммы МВФ и Межамериканскому банку развития (МБР), а также несколько меньшие суммы Всемирному банку и некоторым двусторонним агентствам-донорами. Кроме того, в то время как Межамериканский банк развития и Всемирный банк недавно оказали помощь Гаити в виде грантов, МВФ оказал свою срочную помощь в связи с землетрясением в размере 100 млн. долларов обратной ссуды, правда со значительной отсрочкой погашения. Глобальные профсоюзы вместе со многими другими организациями призывают международные финансовые учреждения и другие агентства-кредиторы упразднить все долги Гаити. Гаити должна быть предоставлена значительная международная безвозвратная помощь для выполнения огромного задания, которое стоит перед ней, – возобновления страны.

22. Глобальные профсоюзы также поддерживают предложение международной кампании «Джубили», что все беднейшие страны-члены МВФ и Всемирного банка (страны, которым предоставляет ссуды «лишь Международное агентство развития»), а также некоторые другие страны, с непосильным долговым бременем должны иметь право на 100-процентную отмену своих долгов перед международными финансовыми учреждениями. Все эти страны столкнулись с огромными проблемами возобновления от последствий комбинации недавних кризисов – кризиса продовольственных и топливных цен, глобального финансового кризиса, глобальной рецессии – все из которых были вызваны не зависящими от них факторами. Как отметил Всемирный банк в недавно проведенном анализе, в результате глобального экономического кризиса в 2010 году количество тех, кто живет за чертой крайней бедности, увеличилось еще на 64 миллиона человек. Развивающиеся страны в течение нескольких следующих лет будут продолжать страдать от сокращения притока капитала и высоких процентов на ссуды. По меньшей мере, что может сделать международное сообщество – это не требовать от них выплаты ссуд международным финансовым учреждениям, а вместо этого позволить использовать их ограниченные финансовые ресурсы на возобновление потерянного на пути достижения Целей развития тысячелетия.

Поддержка качественной занятости для стабильного возобновления

23. МВФ и Всемирный банк должны играть позитивную роль в поддержке создания качественных рабочих мест, как для мужчин, так и для женщин с целью достижения стабильного возобновления мировой экономики. Международные финансовые учреждения должны обеспечить соответствие их условий кредитования и консультаций, как на глобальном уровне, так и на уровне стран, Стратегия стран «Большой двадцатки» уверенного, стабильного и сбалансированного развития, которая была принята в сентябре 2009 года на Питсбургском саммите, а также не действовать в разрез с ее целями. Этого можно достичь путем внедрения ряда инициатив, таких как:

поддержка инфраструктурных проектов по созданию рабочих мест и содействие долгосрочному стабильному развитию, особенно инвестициям в улучшение энергосбережения и уменьшение зависимости от ископаемого топлива. Стратегии «зеленых рабочих мест» демонстрируют свою исключительную эффективность в создании рабочих мест;

содействие столь необходимым инвестициям в сельское хозяйство, в том числе путем улучшения сельской инфраструктуры, возобновления обеспечения государством крестьян дешевыми семенами и удобрениями, содействие в продаже зерновых, а также поддержка сельскохозяйственных рабочих и фермеров в их попытках улучшить свой жизненный уровень;

инвестиции в общественное обслуживание, в первую очередь в образование и здравоохранение, включая развитие профессионально-технического образования, стимулирования хозяйственной деятельности и создания условий для долгосрочного развития путем инвестиций в человеческие ресурсы через качественное и доступное общественное обслуживание, как залог стабильного повышения производительности в стране;

дополнительная помощь странам в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые включают конкретные цели по сокращению бедности, расширению доступа к водоснабжению и водоотведению, улучшение состояния здоровья населения и достижение равенства между мужчинами и женщинами, и имеют целью распространение достойного труда;

поддержка экономических стратегий, приоритетными целями которых является повышение зарплат трудящихся и улучшение социальной защиты. В своем заявлении, принятом на Питтсбургском саммите, лидеры стран «Большой двадцатки» одобрили шаги, сделанные некоторыми странами с целью «увеличения внутреннего спроса, поддержки глобальной деятельности и сокращения дисбаланса». Они обратились к своим министрам финансов с просьбой определить, при поддержке МВФ, способствует ли их политика «поддержке крепкого, стабильного и сбалансированного роста» и предложить «корректировку индивидуальной и коллективной политики стран «Большой двадцатки». Министры стран «Большой двадцатки» и МВФ должны поощрять полностью зависимые от внешних рынков страны перестраивать стабильную почву внутреннего спроса и сделать этот вопрос одним из основных задач своей политики. Придерживаясь этой цели, международные финансовые учреждения должны способствовать укреплению прав профсоюзов, а также коллективно-договорного регулирования, социальной защиты, доступной всем трудящимся, и защиты наиболее уязвимых слоев населения путем усовершенствования систем социального обеспечения;

поддержка надлежащего регулирования рынка труда, адекватной социальной защиты и уважения к фундаментальным правам трудящихся как важным составляющим частям стратегии стабильного развития, которая не допустила бы, чтобы экономическое возобновление и рост привело к обогащению «избранных» за счет всего населения. Как было отмечено в Питтсбургской декларации лидеров стран «Большой двадцатки», «сегодняшние проблемы не могут служить оправданием игнорирования или занижения международных стандартов в сфере труда. Для обеспечения того, чтобы глобальный экономический рост был выгоден всем, мы должны проводить политику в соответствии с основополагающими принципами МОТ и правами трудящихся». Ввиду того, что женщины и молодежь больше всего пострадали от кризиса, особое внимание следует уделить программам социальной защиты, которые отвечают интересам трудящихся-женщин, и проведению антидискриминационной политики.

отведение широкой роли для МОТ в обсуждении вопросов рынка труда в рамках международных финансовых учреждений и возложение на МОТ ответственности за анализ занятости и социальной защиты для процессов в рамках «Большой двадцатки», участие в них МОТ на равных условиях с МВФ.

Защита прав рабочих в рамках проектов, которые финансируются Всемирным банком

24. Наиболее эффективным вкладом международных финансовых учреждений в обеспечение соответствия основополагающим принципам и правам в сфере труда является соблюдение основных трудовых стандартов[3] в своей собственной деятельности, обеспечение соответствия их собственных кампаний этим стандартам. Группа Всемирного банка значительно продвинулась в этом направлении, начиная с требований 2006 года Международной финансовой корпорации (МФК) ко всем ее проектам относительно соблюдения основных трудовых стандартов и некоторых других требований.

25. Теперь в МФК происходит процесс пересмотра ее социальных и природоохранных стандартов, во время которого она должна определить, какие дополнительные механизмы мониторинга и реализации нужно создать, например, относительно финансовых посредников, судьба которых в инвестиционном портфеле корпорации растет, или в контексте общего нарушения прав трудящихся. Стандарты деятельности также должны быть обновлены, учитывая массовую потерю рабочих мест в связи с глобальным экономическим кризисом. Стандарты МФК до сих пор не содержат требований к фирмам относительно предупреждения об увольнении, выходном пособии или принятии возможных мер во избежание сокращений рабочих, например, достижения договоренности о сокращении рабочего времени или проведения учебных программ. Глобальные профсоюзы поощряют МФК одобрить детальные рекомендации, которые они подали для улучшения стандартов МФК с тем, чтобы инвестиции МФК наиболее эффективным образом способствовали созданию достойных рабочих мест в мире и соблюдению основополагающих трудовых стандартов.

26. В 2009 году Всемирный банк и региональные банки развития согласились на включение статей относительно основополагающих трудовых стандартов в стандартизированные документы закупок, которые применяются к кредитованию в государственном секторе. Всемирный банк должен принять необходимые меры для обеспечения полного соответствия основным трудовым стандартам, для чего необходимо будет провести учебу банковских и правительственных должностных лиц и ввести надлежащий мониторинг на проектном уровне. Глобальные профсоюзы предложили сотрудничать с банком во внедрении этих стратегий. Кроме требования относительно соблюдения основополагающих стандартов труда в финансированных им проектах, банк должен убедиться, что с рабочими и их профсоюзами проводятся консультации на всех проектах по реструктуризации предприятий или служб, в которых задействован Всемирный банк. Глобальные профсоюзы выдвинули предложение, которое банк должен поддержать, относительно проведения тренингов для профсоюзов по вопросам сотрудничества с банковскими и правительственными чиновниками по поводу последствий реструктуризации предприятий или служб для рабочих.

Глобальная система финансового регулирования

27. В Питтсбургский декларации лидеров стран «Большой двадцатки» идет речь о «значительных ошибках в регулировании и надзоре, которые объединились с практикой принятия безрассудных и безответственных рисков банками и другими финансовыми учреждениями». В декларации также провозглашается, что страны «Большой двадцатки» «…начали осуществлять широкие реформы, призванные искоренить основные причины кризиса и трансформировать мировую систему финансового регулирования». Полгода спустя, невзирая на создание расширенного Совета финансовой стабильности (РФС), которая должна была непосредственно заниматься этим вопросом, оказалось, что не было разработано скоординированного подхода к реформированию регуляторной системы, а основные страны не предприняли никаких значительных шагов на пути реформирования финансового регулирования. Кроме того, деятельность Совета финансовой стабильности была непрозрачной, он отказывался серьезно сотрудничать с глобальными профсоюзами, в том числе с их членскими организациями в финансовом секторе, невзирая на тот факт, что люди труда больше всего пострадали от значительных ошибок в регулировании и надзоре, о которых говорили лидеры стран «Большой двадцатки».

28. Глобальные профсоюзы предложили детальные рекомендации относительно реформы финансового регулирования в каждой из следующих сфер и призывают министров финансов стран «Большой двадцатки» внедрять широкие реформы, которые лидеры этих стран в 2009 году взяли на себя обязательство реализовывать:

• установление контроля над теневой финансовой экономикой, хеджевыми фондами и фирмами, которые осуществляют операции с частными акциями;

• принятие правил ограничения рисковых инвестиционных действий банков от других банковских операций;

• ликвидацию налоговых и регуляторных гаваней

• включение имущественных и кредитных рисков в пруденциальные правила для банков;

• ограничение премиальные и других неподобающих и избыточных видов вознаграждений в финансовом секторе;

• ограничение дивидендов акционеров, обратного выкупа акций и кредитов с использованием ссудных средств;

• жесткое регулирование деятельности кредитных рейтинговых агентств;

• защита от хищнической практики кредитования;

• расширение мандата и полномочий наблюдательных органов;

• поддержка финансовых служб, которые работают на реальную экономику;

• борьба с оттоком капитала из развивающихся стран, в том числе с помощью программы Всемирного банка по возвращению похищенных активов.

Пересмотр политики предания огласке информации международными финансовыми учреждениями

29. Всемирный банк одобрил новый подход к информационной политике, который будет внедрен, начиная с июля 2010 года. Новый подход является важным шагом вперед – в первый раз будет применяться принцип, согласно которому вся информация банка будет открытой, кроме той, которая подпадает под конкретные исключения. МКП и некоторые национальные профцентры принимали участие в консультациях, проведенных Всемирным банком по одобрению новой политики предания огласке информации. Она также предусматривает создание новой системы реагирования на информационные запросы, в том числе механизм подачи жалоб. Банк также пересматривает свою переводческую политику. Во время консультаций представители профсоюзов часто жаловались на недостаток информации о программах и проектах Всемирного банка на других языках, кроме английского.

30. Новая политика предания огласке информации Всемирного банка все еще содержит некоторые серьезные ограничения, важнейшее из которых, – ограничения на публикацию внутренней информации на стадии обсуждения, которое значит, что информация о проектах в течение подготовительной стадии и стадии разработки проектной документации останется конфиденциальной. Новый подход фактически предоставляет правительствам и подрядчикам право наложить вето на публикацию любой информации, которую они предоставляют Всемирному банку. Во время консультаций со Всемирным банком МКП и национальные профцентры отмечали, насколько важно для профсоюзов иметь доступ к проектной информации до одобрения этих проектов для того, чтобы они могли предупредить банк о возможных негативных последствиях для рабочих и предложить внести изменения до того, как проекты будут утверждены. Подобная обеспокоенность относительно недостатков новой информационной политики Всемирного банка выразили и неправительственные организации, которые уже давно исследуют практику предания огласке Всемирным банком информации, такие как Всемирная инициатива прозрачности и Банковский центр информации.

31. МВФ также недавно принял новую политику предания огласке информации, которая, предусматривая публикацию практически всех политических документов, в то же время позволяет правительствам стран не допустить предания огласке всех докладов МВФ относительно данной страны. Проекты политических документов также не подлежат преданию огласке, хотя именно на стадии разработки вклад общественных организаций был бы наиболее эффективным. Они могли бы предложить идеи, которые сотрудники МВФ вряд ли получат внутренними каналами или из официальных источников.

32. Недостатки информационной политики международных финансовых учреждений и их практики проведения консультаций очевидны для профсоюзов. Во многих случаях профсоюзы узнавали о финансовых проектах и планах реструктуризации только после того, как все решения уже были приняты, хотя сам банк в своих пособиях рекомендует как можно раньше проводить консультации с представителями рабочих относительно последствий проектов реструктуризации для трудящихся. Немало недавних срочных ссуд МВФ имели значительное влияние на занятость, оплату труда и условия труда, особенно среди работников государственного сектора. В большинстве случаев рабочие и их организации также не были проинформированы до заключения соглашений. Оба финансовых учреждения должны обеспечить проведение консультаций с профсоюзами, на членов которых будут влиять проекты или программы кредитования, до окончательного согласования проектов или условий предоставления ссуд. В частности, в тех странах, где правительства не проводят консультаций с профсоюзами относительно последствий инициатив международных финансовых учреждений для трудящихся, Всемирный банк и МВФ должны непосредственно информировать и проводить консультации с организациями рабочих до окончательного утверждения какого либо проекта или кредитного соглашения с правительством.

Выводы

33. Глобальные профсоюзы призывают министров финансов стран «Большой двадцатки» поддержать введение налога на финансовые операции (НФО) как единственного реального варианта генерирования значительных средств для финансирования стратегий создания рабочих мест, покрытия дефицита финансовых ресурсов, вызванного глобальным финансовым и экономическим кризисом, финансирования программ, направленных на достижение Целей развития тысячелетия, и построения глобальной экономики, которая не вызывает изменений климата. НФО также будет способствовать ограничению спекулятивной деятельности и поощрению капитальных инвестиций в реальную экономику. Если МВФ четко поддержит эти цели, именно он мог бы взять на себя ответственность за детальную разработку НФО и его скоординировано внедрение в разных странах. МВФ и Всемирный банк также должны сыграть важную роль в поддержке программ возобновления, в которых приоритетное внимание отводится созданию рабочих мест, без чего нужно будет несколько лет для возобновления уровня занятости по докризисных показателей. Глобальные профсоюзы готовы сотрудничать с международными финансовыми учреждениями и правительствами всех стран мира во внедрении стратегий, в центре которых находится достойный труд, с помощью которых можно достичь устойчивого и стабильного глобального возобновления.



[1] В группу глобальных профсоюзов входит Международная конфедерация профсоюзов (МКП), которая насчитывает 175 миллионов членов в 155 странах; глобальные федерации профсоюзов, которые представляют на международном уровне рабочих соответствующих отраслей (BWI, EI, IAEA, ICEM, IFJ, IMF, ITF, ITGLWF, IUF, PSI и UNI) и Профсоюзный консультативный комитет при Организации экономического сотрудничества и развития.

[2] ПКК, Параметры налога на финансовые операции и глобальный разрыв в предоставлении общественных благ, ОЭСР, 2010-2020 годы (http://www.tuac.org/en/public/e-docs/00/00/06/7C/document_doc.phtml).

[3] Основные трудовые стандарты – международно согласованные основополагающие права рабочих, которые определяются в конвенциях МОТ и не зависят от уровня развития страны. К ним относятся право рабочих на объединение и ведение коллективных переговоров (Конвенции №№ 87 и 98), искоренение дискриминации в сфере труда и занятости (Конвенции №№ 100 и 111), искоренение всех форм принудительного труда (Конвенции №№ 29 и 105) и эффективное запрещение детского труда, включая его наихудшие формы (Конвенции №№ 138, 182).