EPSU LOGO  

 

В новом исследовании эксперты Европейской федерации профсоюзов общественного обслуживания (ЕФПОО) заявляют, что после 15 лет экспериментов над внутренним рынком электроэнергии и газа Евросоюза проблемы, лежащие в самой его основе, не были решены. Выход исследования приурочен к голосованию по докладу парламентария от Польши Ежи Бузека, которое состоится позже в этом месяце. В своем докладе автор слишком лояльно настроен в пользу внутреннего рынка электроэнергии и газа – полностью в соответствии с ранее опубликованной позицией Еврокомиссии. Таким образом, внутренний рынок Европы снова лишится необходимой поддержки.

 

Создание внутреннего рынка электроэнергии и газа было одним из ключевых направлений политики ЕС. ЕФПОО представляет краткую оценку предложений Европейской Комиссии по внутреннему рынку от профессора энергетической политики в университете Гринвича Стива Томаса. Исходя из опыта внутреннего рынка Великобритании – одной из первых стран ЕС, начавшей экспериментировать с конкуренцией в энергетической и газовой сфере – он делает вывод о том, что моменты вертикальной интеграции оптовых и розничных рынков и корпоратизации не были учтены. Кроме того, из-за таких особенностей отрасли, как долгосрочные инвестиционные циклы, неполное информирование потребителей и общественное признание пользы электричества, очень сомнительно, что эта система когда-нибудь заработает.

 

Стив Томас: «В установлении цен модель ЕС исходит из ситуации на оптовом рынке товаров, минимизации барьеров и предоставления инвестиционных сигналов. В мировой практике нет никаких доказательств того, что этот эксперимент сработает».

 

В исследовании рассматриваются:

 

  • Оптовые рынки энергии с точки зрения новых промышленных заказов, рыночных процессов, опыт Великобритании по реформированию электроэнергетики. Неверная позиция Европейской комиссии, которая является следствием дезинформации.
  • Розничные рынки энергии, британский опыт, критика рассмотрения Еврокомиссией вопросов энергетического налога. Относительно регулировки цен с целью защиты потребителей, автор отмечает: «Если потребители могли бы выбирать поставщика энергии так, как Еврокомиссия подразумевает, и цены, установленные в ходе конкурентой борьбы были бы более привлекательны, чем регулируемые, позволяющие возместить затраты, то от последних быстро отказались бы. Также непоследовательной является позиция, при которой с одной стороны декларируется защита выбора потребителей, а с другой, потребителю в этом выборе де-факто отказывают».
  • Корпоративная структура, с учетом сложившихся семи крупнейших энергетических корпораций Европы.
  • Смарт-счетчики как новая ключевая часть законодательства об экономии. Это попытка рассчитать стоимость электроэнергии для потребителей исходя из времени суток потребления, вопросов благосостояния и роли этих факторов в розничной конкуренции.

Заместитель генерального секретаря ЕФПОО Ян Виллем Гудриан: «Трудящиеся в отрасли электроэнергетики теряют свои рабочие места из-за задержек во внедрении современных энергетических технологий, постройке газовых электростанций, АЭС и инвестициях в возобновляемые источники энергии и биотопливо. Внутренний европейский рынок нуждается в срочном переосмыслении с целью обеспечения долгосрочной безопасности, решения проблем изменений климата, доступных цен и обеспечения защиты домохозяйств и занятости. Мы надеемся, что данное исследование поможет прервать молчание интеллектуальной общественности относительно ключевых вопросов политики ЕС».

 

 

Департамент международной работы ФПУ